При составлении диагностической анкеты для учащихся 1-х классов были сохранены основные подходы из методики М.Р. Гинзбурга, представленной в его книге "Изучение учебной мотивации". Формулировка вариантов окончания каждого неоконченного предложения и его балльная оценка учитывают наличие шести мотивов (внешнего, игрового, получения отметки, - позиционного, социального, учебного).
Учащимся сообщается инструкция.
"Для окончания каждого предложения выбери один из предлагаемых ответов, который подходит для тебя больше всего. Рядом с выбранным ответом поставь знак "+".
1. Я учусь в школе, потому что...
а) так хотят мои родители;
б) мне нравится учиться;
в) я чувствую себя взрослым;
г) я люблю хорошие отметки;
д) хочу получить профессию;
е) у меня хорошие друзья.
2. Самое интересное на уроке...
а) игры и физкультминутки;
б) хорошие оценки и похвала учителя;
в) общение с друзьями;
г) ответы у доски;
д) познание нового и выполнение задания;
е) готовиться к жизни.
3. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...
а) получить хорошую отметку;
б) больше знать и уметь;
в) мне покупали красивые вещи;
г) у меня было больше друзей;
д) меня любила и хвалила учительница;
е) приносить пользу, когда вырасту.
4. Если я получаю хорошую отметку, то мне нравится, что...
а) я хорошо все выучил(а);
б) в дневнике стоит хорошая отметка;
в) учительница будет рада;
г) дома меня похвалят;
д) смогу побольше поиграть на улице;
е) я узнаю больше нового. Спасибо!"
Обработка результатов
Каждый вариант ответа обладает определенным количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляется в предлагаемом ответе (таблица ниже).
Варианты ответов
|
Кол-во баллов 1 ответ
|
Кол-во баллов 2 ответ
|
Кол-во баллов 3 ответ
|
Кол-во баллов 4 ответ
|
а)
|
0
|
1
|
2
|
5
|
б)
|
5
|
2
|
5
|
2
|
в)
|
3
|
3
|
0
|
3
|
г)
|
2
|
0
|
1
|
0
|
д)
|
4
|
5
|
3
|
1
|
е)
|
1
|
4
|
4
|
4
|
Баллы суммируются и по оценочной таблице 6 выявляется итоговый уровень мотивации.
Таблица.
Уровни мотивации
|
Кол-во баллов № 1
|
Кол-во баллов № 2
|
Кол-во баллов № 3
|
Кол-во баллов № 4
|
Сумма баллов итогового уровня мотивации
|
1
|
5
|
5
|
5
|
5
|
17 - 20
|
2
|
4
|
4
|
4
|
4
|
13 - 16
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
9 - 12
|
4
|
2
|
2
|
2
|
2
|
5 - 8
|
5
|
0 - 1
|
0 - 1
|
0 - 1
|
0 - 1
|
6 - 4
|
I - очень высокий уровень мотивации с выраженным личностным смыслом, преобладанием познавательных и внутренних мотивов, стремлением к успеху;
II - высокий уровень учебной мотивации;
III - нормальный (средний) уровень мотивации;
IV - сниженный уровень учебной мотивации;
V - низкий уровень мотивации с выраженным отсутствием у ученика личностного смысла.
Для оценки эффективности образовательного процесса на этапе тестирования первоклассников определяются следующие показатели:
- количество учащихся, уровень учебной мотивации которых характеризуется как очень высокий;
- количество учащихся, уровень учебной мотивации которых характеризуется как высокий;
- количество учащихся с нормальным уровнем учебной мотивации;
- количество учащихся со сниженным уровнем учебной мотивации;
- количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации.
Все названные показатели необходимо выразить в процентах от общего числа обследуемых детей. Полученные процентные показатели информируют педагогов о начальном уровне учебной мотивации у детей, начинающих школьное обучение, и являются отправной точкой в отслеживании динамики развития мотивации учения на последующих возрастных этапах.
|