Главная » Статьи » Готовимся к ЕГЭ

Психологическая подготовка к экзамену

«Как справиться с эмоциями»

Цель: ознакомление обучающихся со способами управления эмоциональными состояниями в ситуации экзамена.

Задачи:

  1. Развитие представлений о негативных эмоциях, возникающих в период экзаменов.

  2. Научить навыкам снятия эмоционального напряжения.

Оборудование: доска, мел, мяч.

Вводная часть.

  1. Упражнение на приветствие «Круг жестов».

Цель: создание положительной и доброжелательной атмосферы в группе.

Каждому участнику предлагается поприветствовать всех присутствующих с помощью любого жеста. Условие: каждый участник, прежде чем поприветствовать участников должен повторить приветствие (жест) предыдущего участника.

Основная часть

Упражнение «Ассоциации» (вхождение в тему).Участникам необходимо назвать слова – ассоциации к слову «Экзамен». Педагог записывает слова в 2 столбика (положительные и отрицательные ассоциации).


 

Положительные

Отрицательные

Примеры детей:

-Повышение самооценки и уверенности в себе;

-радость;

- спокойствие;

- возможность поступить в учреждение, которое хотелось (продолжить образование);

- получение аттестата, диплома и т.д.

- волнение;

- страх;

- разочарование;

- тревога и т.д.

 

После выполнения упражнения идет обсуждение. В высказываниях школьников отмечаются тревожные ожидания и предлагает подумать, почему экзамен связывается в нашем сознании с переживаниями.

А для чего проводится экзамен? На экзамене оценивают наши знания, и мы боимся не оправдать ожидания. В том числе собственные, поэтому испытываем тревогу.

Отрицательного может быть больше, чем положительного, это связано не только с переживаниями, но и как еще отмечают школьники, с нехваткой знаний, также с самой процедурой проведения экзамена.

  1. Беседа

  1. Что такое волнение? (примеры из жизни: ответы детей: незначительное переживание, перед контрольной, в ее ожидании, так как не известно, что будет в контрольной)

  2. Что есть тревога? (тревога для обучающихся – это переживание, которое наблюдается в момент проверки знаний, перед проведением контрольной или экзамена, более значимое переживание, чем волнение)

  3. Что такое паника? (сильные переживания и волнения, которое наступает перед неожиданной проверкой знаний, т.е. ты не знал, что будет контрольная и плохо подготовился или не знаешь материал)

  1. Мини - лекция

Существует три уровня тревожности предэкзаменационных состояний:

- волнение;

- тревога;

- паника.

Волнение - это вполне естественное и даже необходимое состояние. Оно помогает мобилизоваться (например, предстартовое волнение. Можно предложить высказаться школьникам, которые занимаются спортом и имеют опыт участия в различных соревнованиях);

Тревога приводит к снижению результативности выполняемых действий, поскольку отнимает у человека много эмоциональных ресурсов;

Паника чревата полной дезорганизацией деятельности. Если вы почувствовали, что вами овладевает паника, немедленно запретите тревожным мыслям засорять сознание. Скажите самому себе «Стоп!». Это слово должно быть произнесено как команда, желательно вслух и должно вернуть в нормальное состояние.

Мы склонны волноваться до начала работы, когда неизвестно, что нас ждет, например, на контрольной работе или экзамене, при любой проверке знаний. Подобное состояние называется «стрессом ожидания»: когда работа уже начинается, и мы видим конкретное задание, волнение и даже небольшая тревога снижаются и помогают сконцентрироваться на работе. А вот паника, наоборот, мешает концентрации. Следовательно, наша задача – не допустить перерастания волнения и тревоги в панику.

Конечно, с отрицательными эмоциями необходимо работать. Обучающимся предлагаются индивидуальная работа (консультации), а также групповая работа (продолжение занятий).

Далее обучающимся предлагаются упражнения, способствующие снижению эмоционального напряжения.

Упражнение «Меткий стрелок».

Цель: снижение эмоционального напряжения.

Инструкция: Обучающимся предлагается на листе бумаги написать слово «экзамен», тревога, волнение, либо другие слова, связанные с переживаниями, смять листок, вложив в него все свое эмоциональное напряжение и бросить в корзину.

Далее предлагаются упражнения на визуализацию.

Визуализация - представление себе некоего образа или сценария на определенную тему и с определенной целью. Благодаря образам визуализации у человека создается впечатление, что нечто действительно произошло. Чтобы подготовиться к каким-либо предстоящим событиям, полезно создать детальный образ, картину, сценарий определенного события или и мысленно проиграть этот сценарий несколько раз, воображая успешное выполнение задачи.

Находясь в спокойной расслабленной позе, с закрытыми глазами, необходимо воссоздать ситуацию, в которой всегда чувствуешь себя спокойно, уверенно, умиротворенно. Можно рекомендовать и общую картину.

Важно не только воссоздать эту картину во всех подробностях: расположение предметов, освещение. Температуру, звуки, но и поставить себя в эту обстановку в качестве наблюдателя или действующего лица.

А цель визуализации: безмятежный отдых, спокойствие, благожелательное мироощущение.

  1. Упражнение «Место покоя».

Участники занимают удобное положение, прикрывают глаза и под негромкую спокойную музыку или звуки природы представляют место, где они чувствуют себя в полной безопасности, ощущают покой и умиротворение. Участникам необходимо запомнить ощущения, которые они испытывали в «месте покоя». Некоторым участникам необходимо помочь. Например, предложить представить себя на теплом песке морского пляжа. На летнем лугу, в лодке, плывущей по спокойной реке. На берегу реки с удочкой в руках, в своей комнате дома и т.д. Упражнение проводится в течение нескольких минут. Затем музыка постепенно стихает.

 

В конце упражнения педагог задает участникам вопросы:

Обсуждение.

Поделитесь впечатлениями.

 Удалось ли найти «место покоя»?

Как ясно и чётко вы смогли себе его представить?

Как изменилось самочувствие?

Это упражнение помогает успокоиться и восстановить силы.

Данное упражнение позволит успокоится в любой ситуации, в том числе и на экзамене. Желательно, чтобы высказалось как можно большее количество участников – это даст опыт позитивных переживаний тем участникам, у которых плохо развито воображение, и поможет им тренировать данный навык.

Также можно предложить такое упражнение, представить что-нибудь успокаивающее:

  1. Участникам предлагается представить себе, что слово «расслабиться» написано у них перед глазами большими буквами. Внимательно посмотрите, как выглядит это слово, и подумайте о том, что вы ощущаете, когда расслабляетесь. Если вы при этом думаете еще о чем-то, то это не страшно. Не обращайте внимание на другие мысли, (представьте, что они улетают) и снова подумайте о слове «расслабиться». Упражнение выполняется в течение 10 минут.

Затем предлагается упражнение на взаимоподдержку «Пожелание».

Участникам раздаются листочки разного цвета и предлагается написать пожелания друг другу. Далее каждый участник сворачивает листочек и складывает в коробку или сосуд, затем участники выбирают по одному листочку с пожеланием, и благодарят друг друга.

 

Конечно работу с отрицательными эмоциями необходимо продолжать. Например:

Упражнение «Мои эмоции»

Большинство эмоциональных состояний отражается на особенностях поведения человека.

По каким признакам, внешним проявлениям мы можем судить об эмоциональном состоянии человека (по мимике, по жестам, по интонации голоса).

Цель: активизация артистических способностей, достижение состояния раскованности и свободы, выработка умений выражать эмоции адекватно ситуации.
Время: 10 минут.
Материал: карточки с различными эмоциями, на которых отмечены эмоции и части тела человека. На карточках могут быть следующие эмоции: «Горе. Лицо», «Радость. Губы», «Чванство. Правая рука», «Гордость. Спина», «Страх. Ноги», «Удивление. Брови».
Инструкция: Я сейчас вам раздам карточки, на которых изображены эмоциональные состояния и части тела человека. Вам нужно будет внимательно посмотреть на них и изобразить эмоцию. Например, карточка «Грусть. Руки» означает, что эмоцию грусти следует выразить при помощи рук. Задача группы — отгадать, какую эмоцию хотел изобразить выступающий.
 Анализ
Что значат для вас эмоции? 
Какую роль они играют в жизни человека?
В каких жизненных ситуациях они могут возникнуть.

Трудно было узнать эмоции другого человека.

«Мышечная релаксация»

В свободные минуты, паузы отдыха, осваивайте последовательное расслабление различных групп мышц, соблюдая следующие правила:
1) осознавайте и запоминайте ощущение расслабленной мышцы по контрасту с перенапряжением;
2) каждое упражнение состоит из 3 фаз: «напрячь–прочувствовать–расслабить»;
3) напряжению соответствует вдох, расслаблению — выдох.
Можно работать со следующими группами мышц: лица (лоб, веки, губы, зубы); затылка, плеч; грудной клетки; бедер и живота; кистей рук; нижней части ног.

Упражнение   «Ресурсные образы»

Вспомните или придумайте место, где вы чувствовали бы себя в безопасности, и вам было бы хорошо и спокойно. Это может быть картина цветущего луга, берег моря, поляны в лесу, освещенной теплым летним солнцем, и т. д. Представьте себе, что вы находитесь именно в этом месте. Ощутите запахи, прислушайтесь к шелесту травы или шуму волн, посмотрите вокруг, прикоснитесь к теплой поверхности песка или шершавому стволу сосны. Постарайтесь представить это как можно более четко, в мельчайших деталях.

Рефлексия. Менялось ли ваше состояние в ходе выполнения этих упражнений? Какой способ снятия тревоги показался наиболее подходящим лично для вас.

Категория: Готовимся к ЕГЭ | Добавил: mfgkfgksdgl (19.09.2015) | Автор: Людмила Портнова
Просмотров: 308 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0