Главная » Статьи » Профориентация |
Я В МИРЕ ПРОФЕССИЙ Введение Выбор профессии – наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. К сожалению, многие подростки недостаточно знают об особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию. В дальнейшем отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. Информация о профессиях не является статичной, неизменной. Это та область знаний человека, которую необходимо постоянно обновлять. Каждый год происходит обновление около 500 видов труда, появляются новые профессии, а старые получают новые современные названия. Запомнить название и содержание каждой вновь появившейся профессии достаточно сложно, и смысла особого в этом нет. Чтобы найти подходящий род занятий для конкретного человека, не обязательно перебирать варианты конкретных профессий или специальностей. Можно начать с широкого выбора – определения профессиональной области, сферы профессиональной деятельности, отрасли. Для того чтобы сделать правильный выбор на пути к профессиональном Цель: расширение представлений о мире профессий, их типах и видах. Задачи: 1.Актуализироват 2. Развивать навык самостоятельного поиска информации о различных профессиях, их типах и видах. 3. Способствовать развитию творческого потенциала и умений работать в команде. Категория участников: обучающиеся 9, 11 классов школы. Время проведения: 45 минут. Условия осуществления: обучающиеся не более 25 человек. Оборудование: учебный кабинет, листы бумаги формата А4, ручки, цветные карандаши, фломастеры по количеству участников, листы с заданиями, справочная литература, раздаточный материал (буклеты, брашуры). Этапы профориентационн I Вводный этап II Основной этап
III Заключительный этап Домашнее задание: «Составить кроссворд». Подведение итога урока. Ход урока Профориентационн Цель: создание положительной и доброжелательной атмосферы в классе. Каждому участнику предлагается походить по классу и поздороваться друг с другом с помощью рукопожатия. Главное условие: поздороваться с наибольшим количеством участников. После выполнения задания упражнение можно обсудить. После разминки вторым этапом проводится игра «Цепочка профессий». Цель: активизация познавательной активности, развитие умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности. Участникам предлагается по кругу выстроить "цепочку профессий". Педагог называет первую профессию, например, металлург, следующий называет профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар. Следующий называет профессию, близкую к повару и т.д. Важно, чтобы каждый сумел объяснить, в чем сходство названных профессий, например, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высокими температурами, с печами. Определяя сходство между разными профессиями, можно вспомнить схему анализа профессии, например, сходство по условиям труда, по средствам и т.д. По ходу игры ведущий может задавать уточняющие вопросы, например: «в чем сходство вашей профессии с только что названной?». Окончательное решение о том, удачно названа профессия или нет, принимает группа. При обсуждении игры важно обратить внимание участников на то, что между самыми разными профессиями иногда могут обнаруживаться интереснейшие общие линии сходства. К примеру, если в начале цепочки называют профессии, связанные с металлообработко Для того чтобы сделать правильный выбор необходимо ориентироваться в профессиях, их видах и типах. Поэтому на третьем этапе урока проводится игра "Я в мире профессий". Цель: расширение и закрепление знаний о различных профессиях, их типах и видах; развитие творческого потенциала и умений работать в группе. Среднее время игры – 30 минут. Участников необходимо разделить на 5 групп (5 групп – 5 типов профессий), т.е. 1 группа – отвечает за профессии типа «человек - человек», 2 группа - отвечает за профессии типа «человек-техника Деление на группы может осуществляться с помощью карточек разного цвета (зеленый, красный, желтый, синий, фиолетовый) и т.д. В начале игры педагог вместе с обучающимися вспоминают классификацию типов профессий по Е. А. Климову, с которой они знакомились на предыдущих уроках. Игра включает следующие этапы: 1. Участникам игры предлагается придумать название команды, так чтобы оно было связано с их типом профессии и девиз (время выполнения задания – 5 минут). Затем участники представляют свои команды. 2. Педагог предлагает участникам выбрать из списка профессии (приложение 1), которые соответствуют определенным типам профессий. В начале игры типы профессий были уже распределены. После выполненного задания участники зачитывают свои профессии, а остальные проверяют (время выполнения задания – 5 минут). 3. Участникам предлагается составить профессиограмму по предложенному алгоритму на одну профессию из предложенного списка (профессия должна соответствовать типу профессий, за который отвечает команда), с помощью справочной литературы и раздаточного материала. Пример алгоритма в приложении 2. Затем команды представляют свои работы (время выполнения задания – 5 минут). 4. Каждой команде необходимо представить одно учебное заведение так, чтобы другим участникам захотелось поступить в это учебное заведение, опираясь на справочную литературу, раздаточный материал (буклеты, памятки). Затем каждая команда представляет свое учебное заведение. После выступления идет обсуждение. Время выполнения задания – 10 минут. В конце педагог подводит итог и анализ игры. На четвертом этапе педагог дает каждой группе домашнее задание к следующему уроку: составить кроссворд по теме «Типы и виды профессий». Каждая группа составляет кроссворд в соответствии со своим типом и видами профессий. Педагог дает обучающимся подробную инструкцию по выполнению и оформлению домашнего задания. Участникам также можно показать пример выполненного задания по другой теме. В конце урока подводится общий итог, выявляются положительные и отрицательные моменты, его практическая значимость. Обратная связь может осуществляться при помощи шкальной оценки (5 - балльная шкала)по двум критериям: урок понравился и прошел с пользой для вас – 4-5 баллов, данная информация была вам известна и вы узнали мало нового – 0-3 баллов. Затем желающие могут высказать свое мнение.
Заключение В работе общеобразователь Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Сознательное отношение к выбору профессии - это, прежде всего, наличие необходимых знаний. К таким, в первую очередь, следует отнести системные знания о различных сферах человеческой деятельности, виды и типы профессий, их содержание. Данный профориентационн
Список литературы
Приложение 1 Список профессий Слесарь, бухгалтер, учитель, декоратор, агроном, монтажник, наладчик, программист, библиотекарь, логист,воспитатель дошкольного учреждения, инженер, менеджер, ювелир, дизайнер интерьера, закройщик, архивист,модельер, актер, архитектор, геолог, геодезист, повар, юрист, сметчик, сантехник, экономист, финансист, инженер-конструк Приложение 2 Алгоритм составления профессиограммы Профессия (специальность) ________________ Требования к знаниям_________ Квалификация и пути получения профессии_______ Профессионально важные качества ________________ Медицинские противопоказания Возможное место работы ________________ | |
Просмотров: 248 | |
Всего комментариев: 0 | |