Главная » Статьи » Профориентация

Я в мире профессий

 

Я В МИРЕ ПРОФЕССИЙ

Введение

Выбор профессии – наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. К сожалению, многие подростки недостаточно знают об особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию. В дальнейшем отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество.

Информация о профессиях не является статичной, неизменной. Это та область знаний человека, которую необходимо постоянно обновлять. Каждый год происходит обновление около 500 видов труда, появляются новые профессии, а старые получают новые современные названия. Запомнить название и содержание каждой вновь появившейся профессии достаточно сложно, и смысла особого в этом нет. Чтобы найти подходящий род занятий для конкретного человека, не обязательно перебирать варианты конкретных профессий или специальностей. Можно начать с широкого выбора – определения профессиональной области, сферы профессиональной деятельности, отрасли.

Для того чтобы сделать правильный выбор на пути к профессиональному самоопределению необходимо уметь ориентироваться в мире профессий, в классификации их видов и типов. Поэтому мною был разработан урок «Я в мире профессий».

Цель: расширение представлений о мире профессий, их типах и видах.

Задачи:

1.Актуализировать знания и умения обучающихся о мире профессий.

2. Развивать навык самостоятельного поиска информации о различных профессиях, их типах и видах.

3. Способствовать развитию творческого потенциала и умений работать в команде.

Категория участников: обучающиеся 9, 11 классов школы.

Время проведения: 45 минут.

Условия осуществления: обучающиеся не более 25 человек.

Оборудование: учебный кабинет, листы бумаги формата А4, ручки, цветные карандаши, фломастеры по количеству участников, листы с заданиями, справочная литература, раздаточный материал (буклеты, брашуры).

Этапы профориентационного урока

I Вводный этап

II Основной этап

  1. Упражнение – разминка «Приветствие»;

  2. Профориентационная игра «Цепочка профессий»;

  3. Профориентационная игра «Я в мире профессий»;

III Заключительный этап

Домашнее задание: «Составить кроссворд».

Подведение итога урока.
 

Ход урока

Профориентационный урок проводится с обучающимися 11 класса школы не более 25 человек. Время проведения мероприятия 45 минут. Первым этапом осуществляется упражнение – разминка «Приветствие» на снятие напряжения, создание комфортной и доброжелательной обстановке в классе, настрой на работу.

Цель: создание положительной и доброжелательной атмосферы в классе.

Каждому участнику предлагается походить по классу и поздороваться друг с другом с помощью рукопожатия. Главное условие: поздороваться с наибольшим количеством участников. После выполнения задания упражнение можно обсудить.

После разминки вторым этапом проводится игра «Цепочка профессий».

Цель: активизация познавательной активностиразвитие умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности.

Участникам предлагается по кругу выстроить "цепочку профессий". Педагог называет первую профессию, например, металлург, следующий называет профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар. Следующий называет профессию, близкую к повару и т.д. Важно, чтобы каждый сумел объяснить, в чем сходство названных профессий, например, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высокими температурами, с печами. Определяя сходство между разными профессиями, можно вспомнить схему анализа профессии, например, сходство по условиям труда, по средствам и т.д.

По ходу игры ведущий может задавать уточняющие вопросы, например: «в чем сходство вашей профессии с только что названной?». Окончательное решение о том, удачно названа профессия или нет, принимает группа. При обсуждении игры важно обратить внимание участников на то, что между самыми разными профессиями иногда могут обнаруживаться интереснейшие общие линии сходства. К примеру, если в начале цепочки называют профессии, связанные с металлообработкой, в середине – с автотранспортом, а в конце – балетом (пример цепочки: металлург – повар – мясник – слесарь (тоже рубит, но металл) – автослесарь – таксист – сатирик эстрадный (тоже «зубы заговаривает») – артист драмтеатра – артист балета и т. д.). Такие неожиданные связи между профессиями свидетельствуют о том, что не следует ограничиваться только одним профессиональным выбором, ведь очень часто то, что вы ищите в одной профессии, может оказаться в других. Время проведения игры – 7 -10 минут.

Для того чтобы сделать правильный выбор необходимо ориентироваться в профессиях, их видах и типах. Поэтому на третьем этапе урока проводится игра "Я в мире профессий".

Цель:  расширение и закрепление знаний о различных профессиях, их типах и видах; развитие творческого потенциала и умений работать в группе.

Среднее время игры – 30 минут. Участников необходимо разделить на 5 групп (5 групп – 5 типов профессий), т.е. 1 группа – отвечает за профессии типа «человек - человек», 2 группа - отвечает за профессии типа «человек-техника», 3 группа – отвечает за профессии типа «человек - знаковая система», 4 группа – отвечает за профессии типа «человек – художественный образ», 5 группа – отвечает за профессии типа «человек - природа».

Деление на группы может осуществляться с помощью карточек разного цвета (зеленый, красный, желтый, синий, фиолетовый) и т.д.

В начале игры педагог вместе с обучающимися вспоминают классификацию типов профессий по Е. А. Климову, с которой они знакомились на предыдущих уроках.

Игра включает следующие этапы:

1. Участникам игры предлагается придумать название команды, так чтобы оно было связано с их типом профессии и девиз (время выполнения задания – 5 минут). Затем участники представляют свои команды.

2. Педагог предлагает участникам выбрать из списка профессии (приложение 1), которые соответствуют определенным типам профессий. В начале игры типы профессий были уже распределены. После выполненного задания участники зачитывают свои профессии, а остальные проверяют (время выполнения задания – 5 минут).

3. Участникам предлагается составить профессиограмму по предложенному алгоритму на одну профессию из предложенного списка (профессия должна соответствовать типу профессий, за который отвечает команда), с помощью справочной литературы и раздаточного материала. Пример алгоритма в приложении 2. Затем команды представляют свои работы (время выполнения задания – 5 минут).

4. Каждой команде необходимо представить одно учебное заведение так, чтобы другим участникам захотелось поступить в это учебное заведение, опираясь на справочную литературу, раздаточный материал (буклеты, памятки). Затем каждая команда представляет свое учебное заведение. После выступления идет обсуждение. Время выполнения задания – 10 минут.

В конце педагог подводит итог и анализ игры.

На четвертом этапе педагог дает каждой группе домашнее задание к следующему уроку: составить кроссворд по теме «Типы и виды профессий». Каждая группа составляет кроссворд в соответствии со своим типом и видами профессий. Педагог дает обучающимся подробную инструкцию по выполнению и оформлению домашнего задания. Участникам также можно показать пример выполненного задания по другой теме.

В конце урока подводится общий итог, выявляются положительные и отрицательные моменты, его практическая значимость. Обратная связь может осуществляться при помощи шкальной оценки (5 - балльная шкала)по двум критериям: урок понравился и прошел с пользой для вас – 4-5 баллов, данная информация была вам известна и вы узнали мало нового – 0-3 баллов. Затем желающие могут высказать свое мнение.

 

Заключение

В работе общеобразовательной школы необходимо уделять внимание профинформированию, как одному из направлений профориентации.

Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни.

Сознательное отношение к выбору профессии - это, прежде всего, наличие необходимых знаний.  К таким, в первую очередь, следует отнести системные знания о различных сферах человеческой деятельности, виды и типы профессий, их содержание. 

Данный профориентационный урок был разработан в период прохожнения курсов и направлен на расширение представлений у обучающихся о мире профессий, опираясь на классификацию типов профессий через умение работать с информационно-справочной литературой, профессиограммами и т.д. Эта информация позволит обучающимся определиться в выборе профессии.

 

Список литературы
 

  1. Пряжников, Н. С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники [Текст] / Пряжников Н. С. - М. : ВАКО, 2005. - 288 с.

  2. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр "Академия", 2004. - 304 с.

  3. Формы и методы профориентации обучающихся [Текст]: сборник методических рекомендаций / авт.-сост.: И. А. Килина, Е. В. Понамарева; под. общ. ред. В. И. Сахаровой. – Кемерово : ГОУ «КРИРПО», 2013. – 94с.

 

Приложение 1

Список профессий

Слесарь, бухгалтер, учитель, декоратор, агроном, монтажник, наладчик, программист, библиотекарь, логист,воспитатель дошкольного учрежденияинженер, менеджер, ювелир, дизайнер интерьера, закройщикархивист,модельер, актер, архитектор, геолог, геодезист, повар, юрист, сметчик, сантехник, экономист, финансист, инженер-конструктор, переводчик, кассир, токарь, операционист (банковское дело)менеджер, маркетолог, машинист крана, товаровед.

Приложение 2

Алгоритм составления профессиограммы

Профессия (специальность) ___________________________________________

Требования к знаниям_________________________________________________

Квалификация и пути получения профессии______________________________

Профессионально важные качества _____________________________________  

Медицинские противопоказания: _______________________________________

 Возможное место работы ______________________________________________

 
Категория: Профориентация | Добавил: mfgkfgksdgl (20.09.2015) | Автор: Людмила Портнова
Просмотров: 248 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0