Главная » Статьи » Профориентация

Семья как ориентир в выборе подростком своей будущей профессии

Семья играет огромную роль в процессе профессионального самоопределения учащихся. Подростки зачастую скептически относятся к мнению взрослых, однако, сами того не осознавая, они все же ориентируются на сферы деятельности и профессии родственников. Всем известны примеры семейных династий и случаи, когда ребенок выбирает профессию матери или отца. С одной стороны, семейная традиция может ограничить вероятный выбор: подросток не пытается понять, насколько профессия родителей действительно соответствует его интересам и склонностям. С другой стороны, он очень хорошо осознает данную профессию и отдает себе отчет в том, какие качества для нее требуются. Кроме того, семья – это то пространство, где формируется отношение к учебной и профессиональной деятельности. У родителей имеется свое представление об учебе и работе, которое они целенаправленно или неосознанно передают детям.

В выборе профессии пересекаются три линии: способности человека, его намерения, желания и спрос на профессию. Задача взрослеющего человека сделать время своим союзником в выборе жизненного пути.

Разумеется, задуматься над выбором пути в жизни никогда не поздно, но лучше это сделать во время. Поэтому будет хорошо, если вы и ваш ребенок начнете планировать карьеру и реализовывать план с 8-9 класса.

Чем могут помочь родители, чтобы их ребенок не разочаровался в выборе профессии, уже на начальном этапе обучения в училище, техникуме или ВУЗе, мы попытаемся разобраться.

Влияние родителей на выбор профессии их детьми безусловно. Нет родителей, которые бы не желали детям добра. Они волнуются за будущее детей, искренне желают им счастья и хотят помочь в выборе профессии.

Но родители могут ошибаться. И эти ошибки порой весьма неприятно сказываются на судьбе детей.

1 из них - недостаточная информированность о профессиях.

Школьники почти не обладают информацией о содержании профессии.

Найдите и прочитайте вместе с сыном или дочерью специальную литературу о заинтересовавшей профессии, поговорите с человеком этой профессии, посетите вместе учебное заведение, где готовят этих специалистов, узнайте о перспективах трудоустройства и профессионального роста.

Помогите ребенку соотнести профессиональные намерения с минусами профессий. В ходе такого сопоставления ваш ребенок станет думать о своем выборе гораздо реалистичнее. Не так часто встречаются старшеклассники, которые понимают, что любая профессия имеет объективные минусы. Вот лишь краткий перечень таких трудностей:

  • Сложности с трудоустройством;
  • Длительное время профессиональной подготовки;
  • Трудности в согласовании профессиональных и личных планов;
  • Сложности в оценке результатов труда (важно ли для вашего ребенка сделать что-либо и полюбоваться результатами своего труда или он может работать на будущее);
  • Профессиональные риски для здоровья, как физического, так и психологического плана.

Вторая группа ошибок связана с незнанием себя, своего здоровья, способностей, с неумением соотнести их с требованиями профессий. Для правильного выбора профессий необходимо разбираться в себе, правильно оценивать свои слабые и сильные стороны, реально оценить способности.

Во многих случаях школьники неадекватно оценивают свои способности. К нежелательным последствиям приводит как их переоценка, так и недооценка. В первом случае это может привести к негативным результатам на вступительных экзаменах или во время учебы в ВУЗе. Во втором, вместо желаемой специальности, получение которой связано с прохождением большого конкурса, нередко выбирают другую, более надежную с точки зрения попадания в ВУЗ.

Разобраться в себе, своих личностных особенностях, реально оценить способности – для подростков это бывает трудной задачей, им необходим совет знающего их человека, и, прежде всего, родителей. Любая профессия предъявляет определенные и порой достаточно жесткие требования к личности и организму работающего, поэтому при выборе профессии нужно учитывать состояние здоровья. Никто лучше родителей не знает отклонения в состоянии здоровья детей, поэтому в вопросе профессиональной пригодности подростков вмешательство родителей будет вполне уместно и даже необходимо, но опять же при условии, что сами родители знают медицинские противопоказания по профессиям, интересующим их детей.

3 группа ошибок: Незнание самих правил выбора профессий

Выбирать по душе надо не только профессию, но и связанный с нею образ жизни и подходящий вид деятельности. Для одних профессий необходимо усидчивость, для других характерен постоянный риск. Один человек не терпит монотонности, другой не выносит суеты. Все это надо учитывать. Нельзя относиться к профессии, как к чему-то вечному, неизменному.

Не надо поддаваться рекламным стереотипам, необходимо узнать не только о радужной стороне профессий, но и о теневой.

Не может быть надежным и мотивированным выбор профессии или место работы за компанию с друзьями, одноклассниками. Многие подростки после девятого класса идут в десятый из-за неосознанной боязни расстаться с привычным окружением, многие не могут ясно определить свое будущее и тянуться к тем, кто увереннее и смелее делает выбор. Получается, что выбирают не свою профессию, а профессию друга.

Распространенная ошибка, как школьника, так и их родителей – автоматически перенос интереса к школьному предмету на будущую профессию, когда уверенную пятерку по какому-то из школьных предметов считают единственным и достаточным условием успешного выбора профессии. Одно дело любить книги, и совсем другое – быть учителем без педагогических способностей. Надо оценивать при выборе профессии и свои возможности.

Очень важно помочь ребенку сделать свой профессиональный выбор более конкретным, пусть он вместе с вами попробует построить план своей карьеры. Возможно, этот план не будет реальным проектом, важно, что ребенок продумал сделанный им выбор вовремя.

Вашему ребенку нужна поддержка психолога при выборе профессии, если:

  • Профессии, который ребенок наметил для себя, как желанные, мало согласуются друг с другом;
  • Ребенок всячески отказывается обсуждать проблему выбора профессии, мотивируя тем, что еще рано;
  • Выбор, сделанный ребенком, резко расходится с вашими ожиданиями;
  • Ребенок не редко принимает решения под влиянием своих друзей.

А сейчас предлагаю вам ответить на вопросы анкеты.

И сообщаю вам первичные результаты диагностики по профориетации (по отчету).

Анкета для родителей

1.Обсуждаете ли вы со своим ребенком проблему выбора профессии?

__________________________________________________________________________________________

2. Какую профессию выбирает ваш ребенок? Владеет ли ваш ребенок определенными качествами характера, чтобы состоятся в выбранной профессии?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Совпадает ли ваши интересы и точки зрения на избранную профессию?

_________________________________________________________________________________________

4. Оказываете ли вы влияние на выбор профессии вашего ребенка?

_________________________________________________________________________________________

5. Что является основным вашим аргументом в выборе профессии вашим ребенком?

_________________________________________________________________________________________

6. Если ребенок будет настаивать на собственном выборе будущей профессии, будете ли вы ему препятствовать?

_________________________________________________________________________________________

7. Имеет ли ваш ребенок свое собственное мнение в семье?

_________________________________________________________________________________________

 

8. В какой профессии вы хотели бы видеть своего ребенка?

________________________________________________________________________________________

Категория: Профориентация | Добавил: mfgkfgksdgl (27.09.2015)
Просмотров: 306 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar