Главная » Статьи » Программы

Программа "Я - первоклассник"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей,

 нуждающихся в психолого-педагогической и

 медико-социальной помощи

 «ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ»

ТСП ЗАВОДСКОГО РАЙОНА

 

 

«Я – ПЕРВОКЛАССНИК»

 

Программа коррекционно-развивающих занятий по профилактике дезадаптации первоклассников

 

Составитель:

Портнова Людмила

 Юрьевна,

педагог-психолог

МБОУ «ЦДиК»

ТСП Заводского района

 

 

 

 

 

 

 

Кемерово 2013

 

Содержание

 

 

     Пояснительная записка ……………………………………............................3

  1. Учебный план…………………………………………………………….........8
  2. Учебно-тематический план ………………………………....................... 9
  3. Содержание программы …………………………………………………....10
  4. Перечень ключевых слов…………………………................................13

     Список литературы…………………………………………………………........14

      Приложения……………………………......................................................16

 

 

Пояснительная записка

 

«Пусть, став учеником,

ребенок продолжает делать сегодня то,

 что делал вчера.

Пусть новое появляется в его жизни постепенно»

В.А. Сухомлинский

 

           Адаптация – это процесс и результат приспособления к изменяющимся внешним и внутренним условиям [16,15].  Процесс адаптации – многосторонний, активный, включающий в себя формирование средств и способов поведения, направленных на овладение учебной деятельностью и эффективное взаимодействие с новой социальной средой [12].  

          Проблема трудностей адаптации детей к условиям начальной школы в настоящее время имеет высокую актуальность [2, 6]. По оценкам исследователей, в зависимости от типа школы, от 20 до 60 % младших школьников имеют серьезные трудности в адаптации к условиям школьного обучения. В массовой школе учится значительное число детей, которые уже в начальных классах не справляются с программой обучения и имеют трудности в общении [13].

     Процесс адаптации зависит от особенностей нервной системы ребенка, его темперамента, характера, развития. Многие дети, приходя в школу, очень неуверенно и тревожно чувствуют себя в коллективе. Это связано с тем, что в отличие от предыдущих поколений, воспитанных на дворовых, коллективных играх, современные дети привыкли проводить свое свободное время один на один с телевизором или компьютером. Они не обладают элементарными навыками общения, не знают, как правильно себя вести в коллективе. На этой почве нередко возникают конфликты со сверстниками и с учителями, формирующие в сознании ребенка негативное отношение к школе и к процессу обучения в частности. Поэтому важнейшая задача родителей и учителей – помочь ребенку адаптироваться в школе [4; 16].

         Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптация к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к этой новой общественной организации. Не у всех детей оно происходит безболезненно, это может определяться состоянием ребенка, психологической готовностью к обучению [11].

         Одной из особенностей детей этого возраста – первичное осознание позиции школьника, прежде всего, через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять. Присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для ребенка означает «быть хорошим и любимым». Ребенок убежден в том, что у него должно все получаться хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимает их причины [13]. Поэтому у детей может наблюдаться тревожность.

       Тревожность - это одна из типичных проблем, с которыми сталкиваются учителя начальной школы и школьный психолог [3, 108]. Особое внимание она привлекает потому, что выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности - не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия.

   «Школьная тревожность» - переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи.
     В настоящее время происходит активное обновление современной школы. Созданы новые федеральные государственные образовательные стандарты, которые предъявляют определенные требования  к результатам освоения основной образовательной программы.

Реализация программы «Я - первоклассник» направлена на снижение школьной тревожности, а также на развитие личностных возможностей младших школьников, опираясь на успешную  адаптацию и мотивацию к обучению.

 В соответствии с этим целью программы является: оказание помощи первоклассникам в процессе адаптации к школе.    

          В ходе ее достижения решаются задачи:

- содействовать снижению уровня тревожности у первоклассников с высоким уровнем тревожности;

-  развивать коммуникативные навыки у обучающихся;

- формировать познавательную мотивацию и положительное отношение к школе;

- способствовать успешной адаптации обучающихся к школе.

 Новизна  данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования. Ее отличительной особенностью является направленность  на достижение  личностных результатов в обучении, благодаря успешной адаптации к новым условиям.

  Структура заняти

Ритуал приветствия, вы­полняет функцию установления эмоционально-позитив­ного контакта с детьми и формирования у них направленности на сверстников. Для приветствия используется упражнение «Передай улыбку», «Поздоровайся с помощью рукопожатия», «Какого цвета у тебя настроение».   Эти процедуры сплачивают детей, создают атмосферу группового доверия и принятия.

 Разминка включает игры и упражнения, которые помогают де­тям настроиться на работу, создать доброжелательную, комфортную атмосферу в группе, развить коммуникативные способности, помогают снизить эмоциональную напряженность и тревожность.

  Основная часть каждого занятия включает в игры и упражнения способствующие повышению уровня учебной мотивации, сплочению детского коллектива, развитию коммуникативных навыков, кинезиологические упражнения, что важно для успешной адаптации детей к обучению в школе.

Подведение итогов занятия и ритуал прощания является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смыс­ловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения, в ходе которого дети отвечают на вопросы, связанные с уровнем удовлетворенности участников содержанием занятия

 Соблюдение подобной структуры занятий, привыкание к ней детей помогает им войти в новую деятельность и сфор­мировать соответствующие ожидания.

Основными методами, используемыми в программе, являются игровые:

- игры с правилами – словесные, подвижные;

- развивающие игры и упражнения;

- беседы;

- тематическое рисование [17, 39].

Формы работы:

- работа в парах, малых  подгруппах;

- работа в общем круге.

Условия реализации программы

1. Формирование коррекционно-развивающих групп происходит по итогам первичной диагностики уровней тревожности, учебной мотивации, адаптации. Наполняемость групп: 12 человек.

2. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия 30 минут.

3. Программа общим количеством 9 занятий, реализуется в течение 1 месяца.

Требования к ведущему

Психологическая компетентность (наличие психологического образования, опыта ведущего групповой психологической работы).

Предполагаемый результат:

  • снижение уровня тревожности;
  • позитивное отношение к обучению, к шко­ле, учителям и одноклассникам.
  • развитие коммуникативных способностей.
  • успешная адаптация к школе.

 

Учебный план

 

п/п

 

Наименование тем

Количество занятий

1

Давайте знакомиться

1

2

Настроение

1

3

Я - первоклассник

1

4

Школьный распорядок

1

5

Правила школьной жизни

1

6

Правила и права

1

7

Моя школьная жизнь

1

8

Школа моей мечты

1

9

Школа – это хорошо!

1

 

Итого

9

 

Учебно-тематический план

 

Наименование тем

Количество занятий

Форма контроля

Всего

Теоретические

Практические

1

Знакомство с участниками и правилами работы в группе

2

1

1

 

2

Мое эмоциональное состояние в школе

1

-

1

диагностика уровня тревожности

3

Диагностика мотивации обучающихся к школе

1

-

1

диагностика мотивации к школе

4

Этапы школьного дня и школьный распорядок

2

1

1

 

5

Правила школьной жизни

1

-

1

 

6

Правила и права школьной жизни и мои права

2

1

1

 

7

Один день из моей школьной жизни

1

-

1

 

8

Школа моей мечты. Мотивация и адаптация к школе.

1

-

1

диагностика уровня мотивации и адаптации

9

Заключительное занятие

1

-

1

 

 

Итого

12

3

9

 

 

Содержание программы

   Занятие 1.  «Давайте знакомиться»

Знакомство с участниками. Знакомство с правилами работы в группе. Организация упражнений на выявление ожиданий и  создание в группе доверительной атмосферы. Психологическая разминка. Проведение игры «Мое имя». Игра «Люблю – не люблю». Рисунок «Мое     ожившее имя». Игра «Кляксы».  Ритуал прощания. Игра «Салют».  Рефлексия занятия.

    Занятие 2. «Настроение» 

Правила работы в группе. Организация упражнений на осознание своего самочувствия, снижение тревожности. Психологическая разминка. Проведение игры «Росточек под солнцем». Игра «На что похоже моё настроение?», упражнение "Злые и добрые кошки". Игра «Кляксы». Кинезеологическое упражнение «Ухо-нос». Ритуал    прощания. Игра «Салют». Рефлексия занятия.

   Занятие 3.  «Я – первоклассник»

 Организация упражнений на развитие коммуникативных навыков, снижение школьной тревожности.  Психологическая разминка. Проведение игры «Море волнуется раз для первоклассника». Игра    "Ассоциации». Упражнение «Волшебный кубик». Рисунок  «Я в детском саду – Я в 1-м классе».            Кинезеологическое упражнение «Ухо-нос», «Колечко». Ритуал прощания. Игра «Салют». Рефлексия            занятия.

   Занятие 4.  «Школьный распорядок»

Организация упражнений на формирование положительной мотивации к обучению, снижение           тревожности. Психологическая разминка. Проведение беседы «Школьный распорядок». Психомышечная     тренировка. Игра «Холодно – жарко». Загадки о школе. Ритуал прощания. Игра «Салют». Рефлексия занятия.

   Занятие 5.  «Правила школьной жизни»

Знакомство со школьными правилами. Организация упражнений на развитие позиции школьника, снижение  тревожности. Психологическая разминка. Проведение игры «Море волнуется раз…». Игра «Угадайка». Кинезиологическое упражнение «Кулак – ребро – ладонь». Игра «Светофор». Ритуал прощания. Игра «Салют». Рефлексия занятия.

    Занятие 6.  «Правила и права»

Организация упражнений на формирование учебной мотивации, закрепление знаний о школьных правилах   обучающихся.  Психологическая разминка. Проведение игры «День - ночь». Беседа «Правила и права школьной жизни».Рисунок «Правила школы и мои права». Кинезиологическое упражнение «Колечко». Ритуал прощания. Игра «Салют». Рефлексия занятия.

   Занятие 7.  «Моя школьная жизнь»

Организация упражнений на развитие позиции школьника, учебной мотивации. Психологическая разминка.    Проведение игры «Для чего дети ходят в школу». Рисунок «Один день из моей школьной жизни». Ритуал    прощания. Игра «Салют». Рефлексия занятия.

  Занятие 8.  «Школа моей мечты»

Организация упражнений на развитие позиции школьника, формирование учебной мотивации, снижение школьной тревожности. Психологическая разминка. Проведение беседы «Моя мечта». Игра «Волшебный   мяч». Рисунок «Школа моей мечты». Кинезиологические упражнения «Колечко», «Кулак – ребро – ладонь». Игра «Выставка». Ритуал прощания. Игра «Салют». Рефлексия занятия.

    Занятие 9.  «Школа – это хорошо!»

Организация упражнений на развитие коммуникативных навыков. Психологическая разминка. Проведение   игры «Атомы и молекулы». Сказка о белке и зайце. Беседа по сказке. Рисунок к сказке. Ритуал прощания.    Игра «Салют». Рефлексия занятия.

 

Перечень ключевых слов и понятий

Адаптация

Дезадаптация

Коммуникативные навыки

Первоклассник

Позиция школьника

Права

Тревожность

Школа

Школьные правила

Школьная жизнь

Школьный распорядок

Учебная мотивация

 

          Список литературы

1. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5, 10): система        работы с детьми,          родителями, педагогами [Текст] / авт. – сост. С. А. Коробкина. – Волгоград: Учитель, 2010.-238с.  

2. Адаптация первоклассника к школе [Текст] / О. Ю. Простатина // Справочник классного руководителя. –    2007. - № 8. – С. 6. 

3. Волков, Б. С., Волкова, Н. В. Готовим ребенка к школе [Текст] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – 4-е и   зд.перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2009. – 192 с.  

4. Вьюнова, Н.И., Гайдар, К.М. Проблемы психологической готовности детей 6-7 лет к школьному           обучению [Текст] / Н. И. Вьюнова, К. М. Гайдар// Психолог в детском саду. – 2005. – № 2. – С. 16-21.

5. Дереклеева, Н. И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы [Текст] / Н. И. Дереклеева. – М. «Вако», 2003.

6. Илларионова, Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки [Текст]: Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е  изд., дораб. – М.: Просвещение, 1985. – 160 с.

7. Истратова, Г. А., Жадько, Е. Г. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники        [Текст] / Г. А. Истратова. – Ростов н/Д: «Феникс». – 2007. – 349 с.

8. Классные часы с психологом. 1-4 классы [Текст] / авт. – сост. Ю. В. Груздева, Н. А. Богачкина. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 332 с.  

9. Ковалько, В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Средняя, старшая, подготовительная      группы [Текст] / В. И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2011. – 176 с.

10. Локалова, Н. П. 120 уроков психологического развития младших школьников [Текст] / Н. П. Локалова. –   М.: Ось, 2006. – 272 с.  

11. Нижегородцева, Н. В., Шадриков, В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе [Текст] /  Н . В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. – М.: Владос, 2001. – С. 119.

12. Нижегородцева, Н.В., Шадриков, В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе [Текст] / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. – М.: Владос, 2004. – С. 125.

13.Новикова,  Л. М. Самойлова,  И. В. Настольная книга школьного психолога. 1-4 классы [Текст] / Л.М. Новикова, И.В. Самойлова. – М.: Эксмо, 2009. – 384 с.

14. Пилипко, Н. В., Громова, Т. В., Чибисова,  М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с         первоклассниками [Текст]/ Под ред. Н. В. Пилипко. – М., 2002.- С. 24.5. Сборник загадок [Текст]: Пособие       для учителя / Сост. М. Т. Карненко. – М.: Просвещение, 1988. – 80 с

15. Сборник загадок [Текст]: Пособие для учителя / Сост. М. Т. Каненко. - М.: Просвещение, 1988. - 80 с.
16. Современный психологический словарь [Текст] / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.:  ПРАЙМ – ЕВРО – ЗНАК, 2006. – 490 с. 

17. Шаги к успеху [Текст]: учебно – методическое пособие / Авторский коллектив под руководством Т. Н. Мченской. – Кемерово, 2011. – 124 с.   

18. Широкова, Г. А. Практикум для детского психолога [Текст] / Г. А. Широкова, Е. Г. Жадько. – Изд. 7-е. –    Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 314 с.

19. Широкова, Г. А., Жадько, Е. Г.  Практикум для детского психолога [Текст] / Г. А. Широкова, Е. Г.      Жадько. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 345 с.   

20. Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога [Текст] / Г. А. Широкова. – Изд. 6-е. -  Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 382 с.

 

Категория: Программы | Добавил: mfgkfgksdgl (20.09.2015) | Автор: Людмила Портнова
Просмотров: 1483 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0