Главная » Статьи » Статьи

Школьные перегрузки

Проблемой школьных перегрузок у нас в стране озабочены сейчас многие - и медики, и педагоги, и родители. По данным исследований Министерства образования РФ, «рабочий день» обычного старшеклассника иногда доходит до 10-12 часов.

Особенно это характерно для тех, кто учится в школах повышенного уровня. Даже у первоклашек в таких школах учебные занятия длятся 6-7 часов в день, да еще и дома приходится работать.

Это значит, что существующие нормативы учебных нагрузок практически не действуют. А ведь некоторые дети, кроме общеобразовательной школы, посещают еще и многочисленные дополнительные занятия!

Чем вызваны школьные перегрузки?

Хроническая перегрузка наших школьников вызвана не только физической усталостью и умственным переутомлением. Есть и другие причины.

  1. Постоянные условия ограничения времени - и на обычном уроке, и при выполнении проверочных работ. Некоторые дети в силу особенностей своего психического склада не могут так работать. А система проверки знаний для всех одинакова.
  2. В начальной школе немаловажный источник напряжения - высокие требования к скорости чтения и письма.
  3. Специалисты Российской академии образования отмечают, что общее количество учебных часов в неделю для учащихся начальной школы в последние годы не изменилось. Но при этом количество часов, отведенных на изучение математики и русского языка, сократилось. Это значит, что нынешнему первоклашке - третьеклашке приходится осваивать тот же объем материала в гораздо более сжатые сроки.
  4. Многие дети всю свою школьную жизнь проводят в состоянии хронической неуспешности. Это связано с нашей системой оценивания знаний, а нередко - с завышенными ожиданиями и требованиями родителей.
  5. Особенности наших учебных программ, в частности большое количество теоретического материала в них. По данным одного исследования, до 70 процентов информации, заложенной в наших учебниках, бесполезна, она не будет усвоена. Так, в одном параграфе учебника истории России XIX века можно встретить до двух десятков различных фамилий.

Как определить, что ребенок перегружен?

Конечно, во многом способность ребенка переносить физические и умственные нагрузки определяется его индивидуальными особенностями. Это и состояние здоровья, и сила нервной системы, и свойства личности. И симптомы перегрузок у наших детей могут быть разными. На что нужно обратить внимание?

  • На выраженные изменения в поведении ребенка. С увеличением нагрузок он может стать более беспокойным, раздражительным, плаксивым. Быстрее утомляется при шуме, духоте, ярком свете. На уроке может ложиться на парту или ходить по классу, хотя раньше за ним этого не наблюдалось. Могут нарушиться контакты со взрослыми и сверстниками.
  • На нарушения сна (сон поверхностный, чуткий, беспокойный или, напротив, чрезмерно глубокий; проблемы с засыпанием).
  • Появляются постоянные, в том числе и необоснованные жалобы на головные боли, боли в животе и т.д., высказывания «все надоело, устал» и т.п.
  • Может значительно ухудшиться почерк, появиться большое количество исправлений, глупых ошибок и т. д.
  • У некоторых школьников младшего возраста переутомление может маскироваться. Родители видят веселого, бодрого ребенка после многих часов работы в школе, занятий в секции и домашних заданий. На самом деле такое поведение - следствие нервного перевозбуждения.
  • Крайние проявления со стороны нервной системы - такие нарушения, как энурез, тики или заикания, или усиление подобных нарушений, если они наблюдались у ребенка раньше.

Как сделать нагрузку разумной?

Следствие перегрузок - не только ухудшение физического здоровья и состояния нервной системы. Это еще и потеря интереса к учебе, к прежним увлечениям и снижение самооценки («не справляюсь - значит, неспособный»).

Первое, что нужно сделать, - пройти обследование и курс лечения. У педиатра или детского невропатолога - решается в каждом конкретном случае.

Второе - определить оптимальный конкретно для вашего ребенка режим дня. Учесть нужно особенности биоритмов, уровень работоспособности в разное время суток и другие моменты. Понадобятся рекомендации и медиков и психологов.

Вопрос не в том, чтобы вовсе устранить нагрузки из жизни ребенка, а в том, чтобы сделать их оптимальными. Тут очень существенна позиция родителей. Ведь перегрузки - удел в первую очередь тех, кто учится в школах повышенного уровня. Постарайтесь с помощью специалиста (детского психолога) адекватно оценить уровень способностей ребенка, учесть его интересы. Тогда нагрузки станут посильными, и ваш школьник сможет реализовать свой природный потенциал.

Важно обратить внимание и на такой момент. Наши возможности механического запоминания учебного материала ограниченны. А ведь именно заучивания, пускай и не дословного, требует изучение так называемых «текстовых» предметов (история, география и др.). В то время как способности ребенка к самостоятельному познанию остаются невостребованными.

Выход - в овладении методами активной переработки информации, исследовательскими способами познания. В школах многих стран больше часов отводится на практическое освоение ребенком окружающего мира, чем на изучение теоретического материала.

Большинство старшеклассников уже имеют какие-то специфические учебные интересы. Это связано с их планами на будущее, будь то учеба или работа. Вполне естественно не ждать от них блистательных успехов во всех разделах школьной программы. Возможно, что ваш старшеклассник не спешит с выбором. Попробуйте вместе с ним выделить из огромного объема учебных предметов наиболее перспективные именно для него.

И еще. В наших силах сделать так, чтобы от школьной оценки меньше зависело и наше отношение к личности ребенка, и уровень его самоуважения. Это и будет лучшей профилактикой школьных перегрузок.

«Влияние психоэмоционального напряжения на детей»

Консультация для педагогов 

Психоэмоционнальное напряжение является одной из характеристик психического состояния человека.

Передаётся детям состояние нервного напряжения родителей, вольно или невольно втягивающих детей в круг своих забот, которые им пока ещё не по силам.

Нерациональное, скудное питание, плохо организованный сон, дефицит свободы движений, реакция организма на погоду, неразрешённость детских проблем могут так же стать источниками психоэмоционального напряжения.

Основные признаки стрессового состояния у детей

Признаки стрессового состояния ребёнка:

  • чувство бодрости;
  • радости;
  • азарта;
  • гнева;
  • страха;
  • тревоги;
  • печали;
  • вины;
  • растерянности;
  • стыда;

Индикатором этих чувств является настроение ребёнка. Устойчивое положительное настроение свидетельствует об успешной адаптации ребёнка к социально-гигиенической среде образовательного учреждения и его позитивном психическом состоянии. Частая же смена настроения или устойчиво отрицательное настроение говорит об обратном.

Психоэмоциональное напряжение лишает ребёнка естественного для его возраста состояния радости и приводит к неврозам. При неврозе ухудшается управления функциями организма. Поэтому дети не просто становятся раздражительными и обидчивыми, но часто жалуются на головную боль. Кроме того, у них могут быть нарушения ритма сердечной деятельности, часто отмечается повышение артериального давления.

Стрессорное воздействие на детей могут оказывать:

  • нерациональный режим жизнедеятельности;
  • дефицит свободы движения;
  • недостаточность пребывания на свежем воздухе;
  • нерациональное питание и плохая его организация;
  • неправильная организация сна и отдыха детей;
  • авторитарность стиля общения с детьми взрослых при отсутствии к ним внимания и заботы;
  • необоснованное ограничение свободы ребёнка;
  • интеллектуальные и физические перегрузки;

Основные средства профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения у детей

Учёными давно доказано, что лучшим средством для снятия нервного напряжения является физическая нагрузка.

Вред недостаточной двигательной нагрузки известен. Но не менее опасно пренебрежение таким важным компонентом здорового образа жизни, как сон питание, закаливание.

В соответствии с формулой здоровья на первом место в этой цепочке должна быть поставлена организация сна, затем организация питания, а далее оптимизация двигательной деятельности, тренировки терморегуляционной системы организма ребёнка.

а) Основные условия полноценного детского сна.

1. Спальная комната в любое время года перед сном ребёнка должна быть хорошо проветрена. В момент укладывания ребёнка форточку лучше закрыть. Но когда ребёнок уляжется и родители убедится, что он хорошо укрыт одеялом и заснул, форточку следует открыть снова. Обычно взрослые боятся открыть форточку или окно, чтобы не простудить ребёнка. Это не правильно. Просто нужно ориентироваться на температуру воздуха на улице и в помещении и, оценив разницу, отрегулировать длительность проветривания.

2. У ребёнка должен быть выработан рефлекс на быстрое засыпание. Добиться этого не так уж и сложно. При тщательно соблюдаемых условиях укладывание ребёнок засыпает уже через 5 мин.

б) Психологические аспекты организации питания детей.

Психологический комфорт детей во много зависит от того, как организованно питание. Здесь важно всё: качество предлагаемых блюд, их соответствие потребностям растущего организма, разнообразие меню и сама процедура приёма пищи. В качестве средств профилактики психоэмоционального напряжения приём пищи должен организовываться как большая релаксационная пауза. Для этого в столовой должна звучать спокойная музыка, неплохо установить аквариум, декоративный фонтан или мониторы с меняющимися изображениями пейзажей.

Что бы дети получили удовольствие от еды, необходимо использовать следующую технологию стола:

взрослые должны есть вместе с детьми;

приём пищи должен проходить, только в специально отведённом для этого месте (столовая);

за столом должно проходить общение;

манеры детей за столом обсуждению взрослых не подлежат.

Почему за столом с детьми должен обязательно сидеть взрослый? Что бы создать дружескую атмосферу, научить детей расслабляться, отдыхать. А ещё своим примером он исподволь, ненавязчиво приучает детей к хорошим манерам, приходит на помощь к ребёнок в трудную для него ситуацию.

Хорошо известно, что вести беседу за столом – это мастерство, научится которому не так уж легко. Главное – беседа не должна носит ни обучающего, ни назидательного характера. Разговор следует вести на нейтральные темы. Можно поговорить, например, о продуктах, их которых приготовлен обед, о том, что из еды ребёнку больше всего нравиться, поделиться впечатлениями о прошедшем отрезке дня и т.д.

Как правило, вести разговор начинает взрослый, но если ребёнок перевёл разговор на другую тему, то пусть так и будет. Быть выслушанным – право ребёнка, которое непременно должно быть соблюдено при двух условиях:

если в это время во рту у нег нет пищи;

если он вступил в разговор, не перебивая при этом другого сотрапезника.

Не следует принуждать ребёнка есть. Необходимо помнить, что каждый человек рождается на свет с присущим только ему хорошо функционирующим механизмом голода, который показывает когда следует есть, а когда остановиться. Если взрослые и сам ребёнок не мешают этому механизму, то на отсутствие аппетита ни кто не жалуется и рост происходит нормально. Вмешательство в действие этого тонкого устройства может вызвать серьёзные эмоциональные трудности в развитии ребёнка, которые возможно будут проявляться в течение всей жизни.

в) Профилактика психоэмоционального напряжения средствами физического воспитания

Отправной точкой при организации двигательного режима детей должна стать естественная потребность организма в движении. Она составляет в среднем от 6-8 тысяч локомотаций в сутки для детей 2-3 лет. Около 60-70% этого количества движений должно приходиться на период пребывания ребёнка в образовательном учреждении.

Оптимальным двигательным режим будет считаться при следующих условиях:

соотношения покоя и двигательной деятельности составляет 30% к 70%;

в течение дня у детей не наблюдаются признаки рассеянности внимания или явно выраженного утомления;

имеет место положительная динамика физической работоспособности детей;

артериальное давление детей в течение всего дня соответствует возрастной норме.

По степени активности детей можно разделить на три группы:

нормальные;

моторные;

малоподвижные.

Отмечено, что дети с нормальной двигательной активностью имеют лучшие показатели в развитии, нежели дети второй и третьей групп. У них более устойчивы психика и настроение.

У малоподвижных и моторных детей процессы саморегуляции менее совершены. Мало того исследователи отмечают, что у многих из них развиваются такие негативные черты характера, как зависть, нерешительность, агрессивность, неуравновешенность и т.д.

г) Профилактика психоэмоционального напряжения у детей с помощью прогулок

Польза прогулки для здоровья ребёнка несомненна. И возможность вдоволь побегать и подышать свежим воздухом оказывает терапевтическое воздействие на организм детей. Прогулка поднимает и мышечный, и психический тонус детей, а так же способствует их личностному развитию.

Психотерапевтическая прогулка – это пешая прогулка. Ходьба в плане профилактики психоэмоционального напряжения не менее полезна, чем оздоровительный бег. Во время психотерапевтической прогулки, необходимо идти, стараясь сохранять спортивный шаг.

Д) Профилактика напряжения с помощью игр. Их довольно много, они основаны на  расслаблении и напряжении, игры с прищепками, игры-колыбельные.

 

Категория: Статьи | Добавил: mfgkfgksdgl (20.09.2015) | Автор: Людмила Портнова
Просмотров: 250 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0